Общественный транспорт Будапешта

0
30
Будапешт — большой город. Его словно паутина опутали рельсы трамваев, провода троллейбусов, автобусные маршруты и обширная сеть подземки.

Это дает возможность осмотреть его со всех сторон. А проездные на все виды транспорта сохранят ваши ноги целыми и кошелек полным.

Будапештское метро

Будапештский метрополитен старейший на континенте и второй в Европе после лондонского. Всего в будапештском метро 4 линии: желтая М1, красная М2, синяя М3 и зеленая М4.

Первая линия М1 Фельдалатти («подземка» в переводе) была открыта в 1896 году к 1000-летию Обретения венграми родины. Вся прелесть в том, что эта старинная желтая ветка действует и поныне. Начинается она от центра города Vorosmarty ter (Верешмарти тер) и заканчивается за Городским парком и купальнями Сечени станцией Mexikoi ut. Большая часть остановок пролегает под одной из самых красивых улиц Будапешта — проспектом Андраши. Глубина закладки первой ветки совсем небольшая, станции практически на поверхности. Несколько ступенек, и вы уже на платформе. И еще один интересный нюанс. Чтобы сменить направление движения, вам придется выйти на улицу и зайти на станцию через другой вход. Внутренних переходов между направлениями нет.

Наверное, это самое атмосферное метро в мире. Можно прокатиться в маленьких трогательных желтых вагончиках, повторяющих старинные, которые ходили еще при Франце Иосифе. Все станции выполнены в едином изящном стиле — белая винтажная кафельная плитка, кованые детали, дерево.

Красная ветка М2 идет с запада на восток. Она начала функционировать с 70-х годов ХХ века. До открытия зеленой ветки в 2014, М2 была единственной линией подземки, проходящей под Дунаем и связывающей Пешт и Буду. Сегодня по маршруту курсируют комфортные французские поезда.

Синяя линия идет с севера на юг. Она, так же, как и красная, была построена во времена дружбы с советским Союзом. Первые 6 станций открыли в 1976 году. В последующие 14 лет строительство продолжалось. Сегодня ветка состоит из 20 станций. Линия М3 долгое время находилась в плачевном состоянии. Только с 2017 года, после нескольких мелких происшествий правительство приступило к реновации. В настоящее время ремонт еще продолжается. С середины 2018 запустили новые современные составы на смену старым производства Мытищинского завода.

Отдельно хочется отметить зеленую ветку М4. Эта линия — самая новая, и она вызывает восторг своим футуристическим дизайном. Примерно так представляешь себе метро в фантастических романах и фильмах. Стиль «Гостья из будущего». Здесь можно увидеть ультрасовременные поезда, а интерьеры поражают воображение. Торжественное открытие зеленой ветки состоялось в марте 2014 года. Некоторые станции вошли в список самых красивых станций метро мира.

Три основные ветки М1, М2 и М3 (красная, желтая и синяя) сходятся на центральной станции Deák Ferenc tér.

Трамваи Будапешта

Трамвай — особый вид транспорта в Будапеште. Именно трамваям культовый венгерский кинорежиссер Иштван Сабо посвятил свой пронзительный фильм «Будапештские сказки». Обязательно посмотрите перед поездкой.

Сеть начала функционировать с 1866 года. Она является самой обширной не только в Европе, но и во всем мире. Трамваи Будапешта ежегодно перевозят больше пассажиров, чем метро и уступает только автобусам. На сегодняшний день к услугам будапештцев и гостей города 33 линии, не считая Зубчатой железной дороги.

Во вторую мировую войну, во время отступления немцев, были взорваны все мосты через Дунай, повреждены километры путей, уничтожено много поездов. В 1947 году при пожаре в депо сгорели почти все оставшиеся в Будапеште трамваи. Транспортная система города была в руинах. Много лет ее восстанавливали. За время реконструкции часть трамвайных маршрутов были заменены на троллейбусы, как более тихий вид транспорта. Но даже тогда правительство не отказалось от трамваев. Сегодня желтые вагончики – одна из визитных карточек Будапешта.

Функционируют как новейшие, самые длинные в мире поезда (55,9 метров!), так и старые составы, состоящие из 2-3 вагонов.

По субботам и воскресеньям ходят особые винтажные трамваи.

Маршруты особых винтажных трамваев

Один из маршрутов (DH) идет по набережной Дуная со стороны Пешта от Парламента до Центрального рынка. На нем можно прокатиться по субботам с Мая по Октябрь. Билет нужно покупать отдельно, даже если у вас проездной. Стоит он 500 HUF.

Маршрут DH идет вдоль Дуная от Парламента до Центрального рынка

Второй трамвай (TH) едет по Буде и проезжает мимо купален, которых на холмистой стороне Дуная великое множество. Поездка на Thermal tram также не включена в проездной. Билет покупается в автомате, кассе или инфо центре отдельно за 500 HUF. Время работы маршрута – воскресенье, с мая по октябрь.

Маршрут TH, он же Thermal tram

Автобусы и троллейбусы Будапешта

По сравнению с метро и трамваями Будапешта, автобусы и троллейбусы кажутся скучными. В них нет той самой романтики, присущей поездам. Но тем не менее они служат верой и правдой.

Автобусы курсируют регулярно. В пробках не стоят – их в Будапеште практически не бывает. Если знать нужные маршруты, можно сэкономить много времени на перемещения между Пештом и Будой. Так, например, на холм Геллерт и в Будайскую крепость можно напрямую добраться только автобусом.

Важно знать, что в ночное время автобусы остаются единственным доступным видом общественного транспорта. Точно также, попасть в/из аэропорта Будапешта в центр проще всего именно автобусом.  Подробнее в статье «Как добраться из аэропорта Будапешта до центра города».

Речные трамваи Будапешта

Дунай – одна из основных водных артерий Европы. В Будапеште туристам предлагают множество дневных и ночных круизов по реке с ужином и танцами. Цены кусаются. Навскидку, билет для одного человека обойдется от 9000 HUF. Если вы привыкли путешествовать бюджетно, то для вас есть вариант, как увидеть столицу Венгрии с воды, при этом с минимальными затратами – речной трамвай.

Под речным трамваем венгры подразумевают небольшие двухпалубные кораблики. Они курсируют по реке ежедневно. Интервал движения каждый час по будням и каждые 30 минут в выходные. Прогулка на речном трамвае в будние дни для обладателей проездных бесплатна. Если проездного нет или вы хотите поплавать в выходной день, придется купить в автомате билет за 750 HUF.

Сегодня речные трамваи плавают по 2м маршрутам D11 и D12. Есть еще D14, но он действует как переправа на остров Чепель. Судя по информации на сайте общественного транспорта Будапешта, трамваи D11 работает только по будням. D12 доступны всю неделю.

Чтобы найти причал, ищите круглый значок с буквой D. Желающих прокатиться будет много (особенно на верхней палубе), поэтому рекомендуем садиться в начале маршрута. Идите к остановке Müpa – Nemzeti Színház H., ориентир – Национальный театр. На карте под цифрой 1 стоит станция Deak Ferenc ter. Выбрали это место как основной пересадочный узел города. Цифра 2 обозначает Müpa – Nemzeti Színház H.

 

Оба маршрута D11 и D12 проплывают вдоль острова Маргит, но остановку делает только D12.  Выходить и садиться можно на любой станции.

Над статьей для вас работали @lebaiserdudragon и @nellynelichka